February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Sunday, April 20th, 2008 08:56 pm
Решил записать для себя несколько историй из Business of America. Вот первая.

До первой половины 18-го века качественная одежда была роскошью. Процесс изготовления ткани из волокон шерсти, хлопка, льна и т.п. был крайне трудоемким и цена качественной одежды, соответственно, настолько высока, что она упоминалась в завещаниях наряду с другими семейными ценностями. Повседневная же одежда большинства небогатых людей была грубой и на наш современный взгляд довольно непривлекательной.

Неудивительно, что изобретение прядильных и ткaцких станков в 30-х годах 18-го века и последующие улучшения этих машин в следующие десятилетия привели к резкому падению цен на одежду и огромному увеличению спроса на нее. Индустриальная революция в Британии началась. Британское правительство, однако, быстро осознав, какое преимущество у них в руках, запретило вывоз как готовых текстильных машин, так и любых чертежей и планов за границу. Специалисты по текстильному делу тоже стали невыездными (у этого дела давние традиции).

Американцы не желали оставаться в стороне. Поскольку попытки пере-изобрести текстильные машины не достигли больших успехов - для 18-го века подобная машина была весьма hi-tech - да и вывезти ее тайно не так-то просто, оставался единственный путь - вывезти информацию. Для людей, работающих в английской текстильной промышленности не было секретом, что американцы готовы заплатить весьма неплохие деньги тем, кто сумеет доставить работающую технологию в Америку.

Самуэль Слейтер решил, что американская мечта - это как раз для него. В 1789 году, в возрасте 22 лет, после 7 лет ученичества на текстильной фабрике, он понял, что пора переходить от учебы к чему-нибудь более серьезному и прибыльному. Поскольку никаких капиталов, кроме содержимого его головы, у него не было, именно это содержимое он и решил использовать - продав его американцам. Представившись фермером, он тайно выехал (видимо, британский пограничный контроль в ту эпоху не имел толковых средств идентификации выезжающих) в Америку - в секрете даже от собственной матери, которой он отправил письмо лишь за несколько часов до отплытия судна.

Вскоре по прибытия Слейтер встретился с Мозесом Брауном, квакером из Род-Айленда. Браун пытался создать собственное текстильное производство и пообещал Слейтеру все прибыли с текстильных машин, превосходящие проценты на вложенный капитал и амортизацию, если тот сможет наладить его машины. Вывод Слейтера, однако, был неутешительным - машины Брауна были никуда не годными. Однако Браун не унывал, и предложил Слейтеру партнерство в создании фабрики с нуля - знаниями Слейтера и капиталами Брауна. В конце 1790 года первая текстильная фабрика в Америке заработала. Вскоре Браун писал Александру Гамильтону: "В течение года мы можем создать фабрики и машины, которые обеспечат все потребности Соединенных Штатов в пряже".
Браун немного увлекся - Британия будет поддерживать технологическое превосходство в текстильной индустрии еще в течение века - но тем не менее американская индустриальная революция началась. Текстильная промышленость вскоре стала одной из главных отраслей индустрии Новой Англии, а Слейтер - одним из богатейших и наиболее уважаемых ее жителей. Президент Эндрю Джексон, во время своего визита в Новую Англию в 1833 году, встретился с ним и назвал его "отцом американской индустрии".