Одной из основных проблем социалистического планирования является проблема информации. Кого интересуют строгие формулировки, можно обратиться к умным книгам, я сформулирую на одной ноге: если рыночные механизмы отсутствуют или подавлены регуляциями, то ответственные за планирование не могут получить точную и подробную информацию о потреблении и производстве, а потому их планы обречены на неудачу. Если считать удачей эффективное исполнение планов, а не сам процесс планирования и регулирования, конечно.
Но сейчас возникает проблема второго порядка.
Федеральное законодательство сейчас содержит 50 тысяч страниц и ещё 160 тысяч страниц содержат различные регуляции. Даже профессионалы, посвятившие годы учёбе и работе в этих областях, могут уверенно ориентироваться только в отдельных областях этого циклопического массива информации. Политики же, как правило, такой профессионально квалификацией не обладают, да и в общем редко энциклопедические знания и глубокое понимание законодательства - да и вообще любого предмета, кроме произнесения речей - является решающим фактором на выборах. Поэтому неудивительно, что политики абсолютно неспособны не только эффективно планировать - т.е. предсказывать,
какие результаты произведут их действия на экономику - но и предсказывать, как соотносятся их новые действия с массивом старых регуляций.
Пример этому - сюрприз, который преподнесли демократам крупные компании, чуть ли не на следующий день после принятия закона о здравоохранении объявившие об убытках, которые им этот закон принесёт. Ровно к этому их и обязывают федеральные регуляции, однако для самих регуляторов это было сюрпризом.
Т.е. тут мы имеем уже проблему информации второго порядка. И дело не в том, что какой-то конгрессмен, как говорится, не rocket scientist - по-другому и быть не может, поскольку разобраться во взаимодействии 200 тысяч страниц регуляций не под силу никому, каким бы гением он ни был. Однако для политиков проблема в этом небольшая - зато они навсегда будут обеспечены работой, дописывая к этим 200 тысячам ещё тысячу-другую, исправляющую сегодня то, что они испортили вчера - с неизменным же исправлением завтра того, что они сделали сегодня.
Tags:
no subject